🎧 Ольга Сергеева - самая известная псковская певица. Такую мысль высказала собиратель песен Ольги Сергеевой , преподаватель музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова г.Санкт-Петербурга, председатель жюри Первого открытого фольклорного фестиваля памяти исполнительницы народных песен О.Ф.Сергеевой Елена Разумовская. Елена Николаевна Разумовская «открыла» миру исполнительницу аутентичных песен из Усвят Ольгу Сергееву. Как рассказала Елена Разумовская, Ольгу Федосеевну Сергееву (1922 – 2003) ей посчастливилось встретить в деревне Щепуново в 1971 году, когда она впервые повезла своих студентов из Музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова при Ленинградской консерватории на фольклорную практику в Усвятский район Псковской области. За 10 лет активного общения с певицей от нее записано более 300 песен самых разных жанров. Трижды Е.Разумовская привозила Ольгу Федосеевну в Ленинград, где она выступала как солистка в этнографических концертах Дома Композиторов, на ленинградском радио, на фольклорных конференциях, а также записывалась на пластинки фирмой "Мелодия". Два лета прожила в доме песнехорки (так на юге Псковщины называют женщину, любящую петь) эстрадная исполнительница народных песен Евгения Смольянинова, перенимая ее репертуар и манеру пения. Песню Сергеевой "Кумушки", а также свадебный плач и имитацию скрипичного наигрыша "языком" (голосом, подражающим звучанию инструмента) процитировал Андрей Тарковский в своей картине "Ностальгия". Псковское телевидение сделало два документальных фильма о Сергеевой. В 2003 г. студия Ленфильма выпустила художественную картину "Бабуся", для которой автор сценария и режиссер Л.А. Боброва отобрала несколько записей Сергеевой ("У зелёном у саду пташечка пропела", "А я знаю, что в нашем караваю" и др.). В 2004 году, в годовщину смерти Ольги Сергеевой в районном центре Усвяты был устроен фольклорный праздник областного значения. С 2006 года Псковский областной центр народного творчества включил в план своей работы проведение ежегодного фольклорного фестиваля имени О.Ф. Сергеевой. Таким образом, О.Ф. Сергеева оказалась самой знаменитой псковской певицей, и, "с легкой руки" великого русского кинорежиссера, тембр ее голоса стал музыкальным знаком России. Сама Ольга Федосеевна считала своей учительницей соседку в родной деревне Перелазы Арину Федотовну Семенову: "Я с детства бегала к Василихе (прозвище Семеновой по имени мужа Василия), всё слухала, как ина пяеть, пока все песни яе не переняла. Но пою по-своему, як мне урютнее (удобнее). Кажный пяеть, як яму урютней, и в кажной песне по сто перямен. Вы скоко бы ко мне ни ездили, всё равно всих песен моих не вóзьмете. Скоко бы ни увязлú – всё равно у мяне что-нибудь да останется, да к тому ж я ящё и новые подхвачу. Так что ездить вам ко мне целый век". Действительно, как отметила Елена Разумовская, общение с Ольгой Федосеевной продолжалось весь ее век. Но, к сожалению, последние 20 лет своей жизни певица, тяжко заболев, провела в постели, и фольклористы только ежегодно навещали ее, вынужденно прекратив записи. "В каждой песне по сто перемен". Этими словами певица подсознательно определяет своеобразные, личностные признаки своего исполнительского стиля: виртуозное владение вокальной техникой микроварьирования с "кружевом" украшений отдельных звуков песенной мелодии (т.н. мелизмы)– на уровне ювелирно изобретательной интонационной работы инструменталиста. Ей "урютнее" петь именно так. По словам Е. Разумовской, свободно пользоваться своим уникальным исполнительским мастерством О.Ф. Сергеева могла только при сольном пении, поэтому она, интуитивно ощущая свою творческую индивидуальность, предпочитала петь в одиночку. И пела обычно, вопреки общей усвятской традиции, негромко, прикрытым звуком, мягко интонируя, эмоционально несколько отстраненно. Даже плач в ее исполнении приобретает лирические черты и звучит по ахматовской формуле: "Это не я, это кто-то другой страдает, я бы так не могла". Голос О.Ф. Сергеевой с первых же звуков словно завораживает слушателя своей красотой и сердечностью. Певица поет сочно, глубоко и в то же время сдержанно, даже слегка приглушенно. В ее исполнении - ничего внешнего, эмоционально открытого. Это пение только для себя и про себя, без расчета на слушателя. Простота, естественность, строгость сочетаются здесь с импровизационной свободой и тончайшей выразительностью вокальной мелодии. Эту особенность сергеевского пения, конечно, ощущали местные жители, поэтому и в гостях, и на работе всегда находились охотники ее послушать. "Мне на работе поесть некогда,– признавалась певица, - в перерыв все ко мне собираются: ты, говорять, Вольга, пой, а мы будем, обедавши, тябе слушать". «Но стоило песнехорке оказаться в праздничной ситуации – на Купальском поле или на свадьбе – она сходу меняла свои стилевые "установки" и, естественно, лидировала в коллективном обрядовом пении. Голос ее переходил на низкую позицию звучания, интонирование – на крупный штрих, громкое, активно скандированное пение вместе со всеми, как будто обретало древнюю магическую силу воздействия на Природу и Судьбу»- охарактеризовала исполнение О.Сергеевой Елена Разумовская. _________________________________ Источник - http://culture.pskov.ru/ru/news/event/614